Чтобы вырасти

Я иногда сопровождаю в пути. В пути между людьми, от одного к другому, которые хотят друг друга услышать. Между прошлым человека и его Сейчас. Сейчас и Будущим и наоборот. Между чужим Есть и Было. Есть и Хотелось бы.

А иногда устраиваюсь и слушаю, как человек сейчас живет рядом с новым маленьким человеком, растит его, но вспоминает, каково было ему самому маленькому тогда. Слушаю, как история замыкается, незаметно выходит на круг и повторяется или начинается совсем новая.
Слушаю, обращаю внимание, приглашаю делать это же другого человека напротив.

…А помнишь, как в детстве?

Нас учили заботиться о других, а не о себе:

-Что ты жадничаешь, поделись игрушкой! -А ты спросил, можно ли брать? -А ты всех угостил? -Ты очень шумный! Ты же всем мешаешь!
Нас учили слушать, что сказано, а не свои желания:

-Сколько можно вертеться! Сядь смирно! -Что значит не хочешь есть?! Не выйдешь из-за стола! -Какой несносный ребенок, быстро спать! -Не смей вредить другим!

Молчать или отвечать, как положено, а не как думаешь или чувствуешь:

-Ты зачем обзываешься в ответ!? Надо стерпеть! -Неприлично капризничать в гостях! -Не нужно было брать угощенье! -Даже если не понравилось, надо сказать “спасибо” и “было вкусно”!

Каково вспоминать? Бррр! Но без этого никак. Иначе мы бы не стали достойными членами общества, не были бы приняты окружающими, а самое главное, нашими родителями. Навряд ли б приспособились к миру вокруг без этого воспитания. Это было очень полезно, правда. Но тогда.

А теперь, приходя в терапию…

Люди учатся заботиться о себе и своих интересах. А не подчинять свою жизнь до последней капли интересам, желаниям и настроениям других.

Люди учатся слушать свои потребности и искать пути их удовлетворения. Находить свои желания и рассматривать, а не пугаться их.
Прислушиваться к себе, а как чувствуется, а чего хочется, а что на языке вертиться сказать. И – заявлять о себе. О своем Хочу, Нравится, Не нравится, Можно со мной так или Нельзя так.
Что иногда пугает близких. Им видится в этом катастрофа, как будто сдержанные желания сейчас вырвутся наружу и разрушат всё выстроенное за долгие годы. Но в терапии парусник не отправляется в бурю, а как раз обнаруживает свои паруса и баланс, и как этим управлять.

В этом месте человек уже понимает про себя, и остается выученым понимать про других – и теперь может принимать решение. Может определить, где его желание и его свобода, где границы другого, а где возможность осуществить желаемое.
И иногда мы переучиваемся, отказываясь от “плодов воспитания” для себя. А иногда для наших детей. А иногда для нерожденных детей. Когда решаем оставить им другое наследство.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*